Вторая жизнь карикатуры

Кто и зачем хочет «перезапустить» бренд Кукрыниксов

Александр Гарез, французский инвестор, юрист и владелец сети «Волконский», рассказывает, почему он считает своим долгом сделать выставку работ советских карикатуристов.

Александр, насколько я знаю, сейчас вы заняты подготовкой выставки, на которой будет представлена часть вашей коллекции. Что вы собираетесь показать?

Александр Гарез Мы готовим выставку произведений замечательных русских художников-карикатуристов Николая Соколова, Михаила Куприянова и Порфирия Крылова, известных публике как Кукрыниксы. В моей коллекции около тысячи их работ... Это уникальные художники и замечательные люди. Вот уже более четверти века мы дружим с семьей Соколовых, потомков Николая Александровича – «Никса»...

Что это за работы?

А. Г. Политические карикатуры, которые относятся к серии «Холодная война» и были созданы в период с 1945-го по конец 1980-х.

А с Николаем Александровичем Соколовым вы тоже были знакомы?

А. Г. Да, в 1992 году нас с супругой пригласили к Соколовым домой, в их квартиру на Малой Грузинской. И там был Николай Александрович, с которым мы c удовольствием общались. На тот момент ему было почти 90 лет, это был очень яркий, улыбчивый и веселый человек. Он привлекал внимание даже своим внешним видом: на нем были ярко-красные кроссовки, что было совсем нетипично для начала 90-х, когда большинство людей вынуждены были одеваться в серые и скучные вещи. Кстати, с нами Николай Александрович говорил по-французски. Французский он учил в детстве и в свои 89 лет все помнил. Он много вспоминал, смеялся и даже шутил по-французски.

Второй раз я встретился с Николаем Александровичем уже в 1996 году на одной из выставок в выставочном центре отеля «Балчуг-Кемпински». Кажется, это была семейная выставка «Эпоха», на которой присутствовало множество интересных и известных людей, как, например, Галина Уланова, Владимир Васильев, Ирина Антонова… Там, конечно, долго пообщаться нам не удалось. И та наша встреча с Николаем Александровичем стала последней. Но с его семьей мы по-прежнему дружим. И мне всегда нравились работы Кукрыниксов...

Чем именно?

А. Г. Конечно, я не специалист и не искусствовед. Но во-первых, на мой взгляд, это талантливые произведения талантливых художников. А во-вторых, поскольку это политическая карикатура, политический плакат, я убежден, что помимо художественной эти работы имеют огромную историческую ценность. Это живые документы, которые передают атмосферу тех лет намного ярче, чем книги, фильмы и архивные материалы.

И что для меня очень важно, эти произведения обладают совершенно невероятной энергетикой.

Вообще, содружество таких художников, как Кукрыниксы, – явление уникальное. Каждый из них был невероятно талантлив, обладал яркой индивидуальностью, но с середины 1920-х на протяжении 65 лет над всеми произведениями они работали вместе, и при этом каждый из них был вынужден контролировать собственные амбиции ради общего успеха. И всю жизнь они оставались большими друзьями.

Вы сказали, что не специалист и не искусствовед, но тем не менее вы собрали интересную коллекцию произведений искусства...

А. Г. Вы знаете, моя коллекция складывается довольно бессистемно, я не могу сказать, что собираю произведения определенных художников или направлений, как это делают профессионалы. Я собираю предметы искусства, которые, скажем так, «заряжают» меня своей положительной энергетикой. Для меня это важно. Если искусство является отражением глубинных сил, которые затрагивают сознание как автора, так и вселенной, то, наверное, есть смысл в том, чтобы окружить себя такими произведениями, дающими некую «защиту» от внешнего мира.

Возвращаясь к теме будущей выставки. Вы же инвестор, и инвестор успешный. Приобретение коллекции «Холодная война» – это тоже своего рода инвестиция?

А. Г. Только отчасти. Мне кажется, что сегодня о Кукрыниксах немного забыли, и это несправедливо. Поэтому я бы хотел возродить память об этом творческом содружестве. Выражаясь современным языком, «перезапустить» бренд Кукрыниксов.

И выставка должна стать частью этого «перезапуска»?

А. Г. Она должна дать старт всему процессу. Надеюсь, что, начав с Москвы и Петербурга, мы сможем показать ее и в Европе. Мне очень хочется показать ее во Франции. Дело в том, что Кукрыниксов с Францией связывает довольно много. Они бывали в Париже, так как являлись вице-президентами международного клуба карикатуристов имени Оноре Домье. В то время в нем состояли такие всемирно известные карикатуристы, как Жан Эффель, который был его президентом, датчанин Херлуф Бидструп, англичанин Дэвид Лоу и многие-многие другие. Они не только общались между собой, но и были друзьями.

Кстати, в 1937 году, на международной выставке искусства и техники в Париже Кукрыниксы получили золотую медаль за серию фарфоровых шаржей на деятелей советского искусства и кино: это Прокофьев, Станиславский, Москвин, Качалов и другие.

Вообще, очень важно, чтобы ее увидели и те, кто еще помнит ту эпоху, и молодежь. Помимо того что эти карикатуры – исторические памятники тех времен, в которые, я думаю, никто не хотел бы вернуться, это прежде всего уникальное культурное наследие.

Меня вообще волнует тема наследия, того, что человек оставляет после себя. Я говорю не только о материальных вещах. Важно передавать знания, духовный опыт. У каждого есть возможность и даже обязанность передать то, что он накопил, в первую очередь своим детям, но не только. Так что сделать выставку Кукрыниксов – это, если хотите, мой долг.

Читайте также